Статья 11118

Название статьи

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫЙ 

Авторы

Антонова Ольга Геннадьевна, доктор социологических наук, профессор, кафедра истории, теории и прикладной
социологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
(Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83), ogantonova@rambler.ru

Индекс УДК

316

DOI

10.21685/2072-3016-2018-1-11

Аннотация

Актуальность и цели. В статье анализируются социальные функции образования и тенденции развития российской высшей школы в условиях перехода к новой образовательной парадигме. Цель исследования – выявить характер изменений функций высшего образования под воздействием процессов модернизации.
Материалы и методы. Изучение и анализ классической и современной научной литературы по данной проблематике, публикаций отечественных и зарубежных авторов, правовых документов об образовании, журналистских статей и материалов СМИ.
Результаты. Модернизационные процессы в образовании вызваны сменой типов общества, изменением научных парадигм, культурных ценностей и ценностных ориентаций. Одно из важных направлений современного образования – изменение его целей, переориентация на удовлетворение потребностей личности. Наряду с сохранением
традиционных функций, присущих образованию изначально, приоритетной становится функция социальной и культурной адаптации индивида в условиях стремительно происходящих социальных перемен. Личностно ориентированная направленность современного образования усиливает его гибкость и динамичность. Образование превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг, способную предоставить каждому человеку индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с его образовательными потребностями и способностями. Кризисные процессы в системе российского высшего образования обусловлены противоречием между необходимостью внедрения новой модели и особенностями
процесса модернизации в обществе. Особое значение имеет социокультурный механизм смены парадигм.
Выводы. В современной концепции образования ценности образования определяются потребностями субъекта, а не внешними целями. Образовательный процесс разворачивается в культурном пространстве, не замыкается рамками
образовательных учреждений, сопровождает субъекта на всем протяжении процесса социализации. Следовательно,
функцией современного образования является формирование нового субъекта развития, способного
функционировать в условиях постиндустриального общества.

Ключевые слова

высшее образование, социальные функции, образовательная парадигма, модернизация, информационное общество, непрерывное образование

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Образовательная система России // Функции и структура современной образовательной системы. – URL: https://author24.ru/spravochniki/pedagogika/obrazovatelnaya_cistema_rossii/funkcii_i_struktura_sovremennoy_obrazovatelnoy
_sistemy/
2. Вербицкий, А. А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании / А. А. Вербицкий // Образование и наука. – 2012. – № 6 (95).
3. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
4. Сорокина, Н. Д. Изменения в российском образовании в условиях новых вызовов / Н. Д. Сорокина // Социология образования. – 2013. – № 11.
5. Мухамед, Т. В. Основные функции образования в системе современной культуры / Т. В. Мухамед // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2015. – № 2 (17).
6. Антонова, О. Г. Двухуровневое образование: проблемы и перспективы в современных российских условиях / О. Г. Антонова, Е. Н. Васильева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. – 2012. –
Т. 12, вып. 2.
7. Козлов, И. И. Функции и дисфункции вузов в ценностях преподавательской корпорации и студентов / И. И. Козлов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2014. – № 1 (29).
8. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. – М., 2010.
9. Эркин, А. Ф. Уточнение социальных функций образования в контексте государственной образовательной политики / А. Ф. Эркин // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2015. – № 3 (26).

 

Дата создания: 25.09.2018 14:47
Дата обновления: 25.09.2018 14:53